Стамбул: туннель Мармарай и старые станции

Мармарай — это название туннеля под проливом Босфор, соединяющий азиатскую и европейскую части Стамбула (или, более громко, Европу и Азию). Плюс это название линии городской электрички, использующей этой туннель. Туннель был открыт в конце октября 2013. В ноябре 2014 я побывал в Стамбуле и мне стало интересно, как обстоит дело с его железнодорожным транспортом сегодня и как открытие туннеля повлияло на старые стамбульские вокзалы.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA


Сперва немножко географии и истории.
Стамбул стоит на берегах пролива Босфор. Через него есть парочка автомобильных мостов (строится третий, автомобильно-железнодорожный), но железнодорожного сообщения до недавнего времени не было.
Имелось было два тупиковых вокзала, Сиркеджи на европейской стороне и Хайдарпаша на азиатской. В принципе, от одного до другого ходил железнодорожный паром, но пассажирские поезда он не возил, так что сквозного сообщения Европа-Азия не было.

  1. Вокзал Сиркеджи стоит недалеко от берега бухты Золотой Рог.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  2. Нынешнее здание вокзала было открыто 3 ноября 1890 года.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  3. Хоть он и является западным вокзалом, сперва пути уходят на восток, огибают историческую часть города и по берегу Мраморного моря идут на запад.
    2014-12-13_153929
  4. На первой платформе, которая принимала и отправляла международные поезда, сейчас пустынно, попадаются только одинокие прохожие, сокращающие путь. Update: Говорят, что по вечерам отсюда уходит поезд в Софию.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  5. На пригородных путях за решеткой стоит пара электричек, но проходы туда перекрыты.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  6. Но ресторан «Восточный экспресс» ждет своих посетителей.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  7. На восточном же берегу Босфора стоит вокзал Хайдарпаша, который хоть и младше своего европейского коллеги (построен в в 1908 году), но ощутимо крупнее. Главным фасадом обращен на запад, к проливу. Около вокзала находится небольшой причал, на который раньше приходили паромы. Сейчас не действует, паромы причаливают в полукилометре от вокзала (если по прямой) и где-то в километре, если по суше. Там большая автобусная станция, конечная метро и трамвайная линия.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  8. Слева от вокзала стоят вышеупомянутые железнодорожные паромы.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  9. Здание с трёх сторон окружено водой. С эстетической точки зрения плюс, с точки зрения транспортной доступности — минус, пересадочный хаб рядом не устроить.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  10. Вокзал сейчас не действует. Но тут путей гораздо больше и все они заставлены пригородными поездами.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  11. На платформах пусто.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  12. В вагонах уже растут кусты.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  13. Вагономойка не только не работает, так еще и пути под ней разобраны.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  14. Вид на восток. Слева депо, а направо уходят пути пригородной линии. Вдали виднеется здание крупного торгового центра — там находится нынешняя конечная Мармарай и происходит соединение старых путей с новыми. Но про это позже.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  15. Но искра жизни тут теплится — по путям бродит человек в оранжевом жилете.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  16. А маневровый тепловоз таскает с одного пути на другой электрички. Update: присмотрелся — это составы Мармарай.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  17. Будущее вокзалов пока не известно. Сносить их точно не будут, а вот что там будет располагаться… Про Сиркеджи вообще версий не слышал (в настоящее время там небольшой жд-музей, ресторан и танцы дервишей в зале ожидания по вечерам), а про Хайдарпаша были версии на счет гостиницы, офисного здания или терминала для скоростных поездов строящейся линии Стамбул-Анкара.


    Подробнее про вокзалы, их интерьеры и то, какими они были пару-тройку лет назад, можно почитать у periskop или puerrtto:
    http://periskop.livejournal.com/833220.html — Сиркеджи
    http://periskop.livejournal.com/833824.html — Хайдарпаша
    http://puerrtto.livejournal.com/520002.html — оба вокзала
    http://puerrtto.livejournal.com/108646.html — поездка с Сиркеджи в Болгарию

  18. А я покажу несколько станций железной дороги и несколько станций Мармарай. Для начала — карта (по клику откроется более крупная версия в новом окне). Серая линия — Мармарай. Как видите — он совсем не между жд-вокзалами прокопан. Мало того, вход в него расположен в нескольких километрах от берега на обеих сторонах пролива. Так что старые вокзалы остались не при деле.
    Красные кружки — упомянутые жд-станции (единственный кружок на правом берегу — Хайдарпаша), синие — станции Мармарай. Красно-синий — крупная пересадочная станция Еникапы. Я её не фотографировал, правда, так что упомяну про неё тут — пересадка между Мармарай и двумя линиями метро (красная ведёт в аэропорт, зеленая — в северные районы).
    2014-12-14_074045_small
  19. Теперь посмотрим на некоторые вещи на местности. Прижелезнодорожная улочка.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  20. Проход под железной дорогой. Этот перекрыт, но через подобные открытые активно ездят машины.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  21. Мостовым покрытием особо не заморачивались, просто положили железнодорожное полотно на металлическую раму.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  22. А вот и первая станция на пути — Кумкапы. На платформе пусто, входы перекрыты.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  23. Кусочек станции Еникапы. Хоть рядом и расположилась вышеупомянутая пересадочная станция между Мармарай и двумя ветками метро, железнодорожная станция закрыта.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  24. Станция Едикуле. Тоже закрыта. Рядом с ней как раз построен вход в туннель, из-за чего два пути после станции превращаются в один.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  25. Слева — какое-то здание над над туннелем, за ним — два пути превращаются в один. Едикуле — левее за кадром. Стоит грузовик со шпалами — какое-то строительство продолжается.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  26. Мост через железную дорогу, бетонная решетка под мостом — крыша входа в туннель, за ней — путь в сторону Сиркеджи.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  27. Общий план станции Казлычешме и прилежащих территорий. Слева кусочек входа в тоннель — видно, что трасса там двухпутная. За ними — единственный путь старой железной дороги. Справа около трубы — нынешняя западная конечная Мармарай — станция Казлычешме.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  28. Из тоннеля вышел поезд.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  29. Подходит к станции Казлычешме. Если присмотреться, то за станцией можно увидеть строительную технику — продолжается обновление старых путей.старые рельсы разобраны, так что от «большой земли» используемый участок отрезан (а с ним — и старые вокзалы). На самой станции используется только один путь, правый. На левом поезда просто отстаиваются.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  30. Теперь спустимся вниз и подойдём к станции.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  31. Казлычешме, вид на запад. Новые рельсы туда продолжаются недолго и обрываются. Хотя места припарковать тепловоз хватает. Update: А третий путь, похоже, используется под единственный поезд Стамбул-София.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  32. На платформе. Слева — поезд в работе, справа — «отдыхающие».
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  33. Внутри поезда. Скамейки вдоль стен, единое пространство, вертикальные поручни на площадках у дверей.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  34. На платформе станции Мармарай Сиркеджи. Где-то читал, что там грозились поставить самый длинный в Турции эскалатор, но я его не виде. По крайней мере, со стороны вокзала для того, чтобы спуститься к станции, надо пройти четыре коротких эскалатора с переходами между ними. Возможно, на другом входе упомянуты длинноэскалатор стоит. Зато видно, что у станций длинная платформа — рассчитана на десятивагонные поезда.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  35. А пока что ходят пятивагонные. Красной полосой отмечено место, где поезда ждать не надо, а красная ленточка — место остановки первого вагона. На стене — панно, посвященное туннелю (то самое, что на первом фото).
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  36. Восточная конечная Мармарай — Айрылык Чешмеси — построена сразу у выхода из туннеля и является пересадочной на азиатскую линию метро М4.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  37. В отличие от западной конечной, тут используются оба пути.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA
  38. И поезда ходят за станцию оборачиваться. У домов, кстати, проходит старая линия железной дороги, идущая от вокзала Хайдарпаша (справа). Но далеко она не уходит, на этой стороне тоже разобраны все пути. На знаю, на каком протяжении, но на 4-5 станций точно. А может и дальше.
    OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вывод — в настоящее время пригородное железнодорожное сообщение в Стамбуле мертво. Принесено в жертву транспортной связности между европейской и азиатской частями города. Оживёт ли? Будет ясно года через два-три, когда полностью достроят Мармарай (сейчас запущено только 15 километров из планируемых 76) и закончат скоростную линию Анкара-Стамбул. Но это восточный берег. На западе же планируется продолжать скоростную линию от Стамбула до Эдирне. Но на судьбу старых вокзалов это света не проливает — они останутся в стороне как от скоростной линии, так и от пригородной.
Update: Поступила информация о том, что поезд Стамбул-София по вечерам с Сиркеджи таки ходит. Глянул расписание на сайте турецких ЖД — да, упомянут. Потому внёс некоторые исправления в текст. А лично попытаюсь убедиться в наличии этого поезда в январе, у меня там запланирована пересадка в Стамбуле, потому время попытаюсь выделить на вечернее посещение вокзала. :)

Originally published at banshee.ms. You can comment here or there.

А два года назад я ещё доехал на "электричке" до Едикуле от Кумкапы




Edited at 2014-12-14 06:39 pm (UTC)
Ох, как много изменений. Получается, всё, что я писал по стамбульским вокзалам - уже история...
В ru-railway утверждают, что Стамбул-София всё ещё ходит. Глянул на сайте у турков - заявлено, что да, в десять вечера есть такой.

Так что, похоже, разобранные рельсы с европейской стороны мне померещились и хотя бы один путь там сохранён.
Ясно. Никакие софийские поезда, значицца, не восстановили. Профанация.
Как вчера помню, прибывал на вокзал Хайдарпаша на поезде. Потом надо было сразу пересесть на паром. У парома дежурили специальные служащие, помогавшие погрузить чемодан. Такая транспортная концепция совершенно не похожа на всё, что есть в России...

А куда теперь прибывают поезда с востока страны?
В России просто паромы практически нигде как городской транспорт не используются. В голову разве что Севастополь приходит. Ну, возможно, Владивосток, хотя там паромы больше пригородные.

Скоростной из Анкары приходит в Пендик. А оттуда уже автобусами.