Енисей, о теплоходе и маршруте

Вот и добрался наконец до основной части данной поездки — как бы круиз по Енисею. Как бы — потому что круизных судов тут уже несколько лет как нет, потому тем, кому хочется проплыть по реке, приходится брать билет на обычный рейсовый теплоход. И даже турфирмы, которые делают вид, что устраивают круизы, просто покупают своим клиентам билеты на эти же теплоходы.

В этом посте расскажу про маршрут, билеты и немного про теплоход.

Теплоход «Валерий Чкалов» у дебаркадера в поселке Бор.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Енисей — одна из крупнейших рек в России, да и в мире далеко не на последнем месте. Длина реки от слияния Большого Енисея и Малого Енисея — 3487 км, судоходна на протяжении 3013 км, от Саяногорска и до устья. Хотя в верхнем течении Енисей разбит на части несколькими ГЭС, потому основное движение осуществляется на отрезке от Красноярска и до устья, а переход между ними — только по особым случаям, пассажирского же сообщения через плотины нет.

Сама идея проплыть по Енисею от Красноярска до Дудинки у меня появилась несколько лет назад, просто все как-то откладывалась. Но летом 2014 появились слухи о том, что маршруту Красноярск-Дудинка осталось жить год-два, потому решил на 2015 все же запланировать поездку. Правда осенью слухи не подтвердились, но планы решил не менять. Мало ли что, старые теплоходы моложе не становятся, их только две штуки осталось, а новых что-то не предвидится.

Пассажирскими перевозками по Енисею занимается компания «ПассажирРечТранс«, у них есть несколько «пригородных маршрутов» и один «дальний» — Красноярск-Дудинка. На пригородных сейчас большей частью работают теплоходы А45, а вот на дальнем до сих пор трудятся теплоходы 588 проекта «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов», построенные в пятидесятых годах ХХ века в Германии.

Теплоход «Валерий Чкалов» в Красноярске.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Длина маршрута Красноярск-Дудинка — 1984 километра, вниз (от Красноярска до Дудинки) теплоход идёт 3 суток и 14 часов, вверх — 5 суток и 8 часов.
При выборе направления я сделал выбор в пользу спуска, в первую очередь — ради экономии времени. По итогам выяснилось, что это было верное решение — всё же пейзажи относительно однообразны и лучше, когда они чаще меняются, не приходится лишние пару дней любоваться на тундру или лес, там и одного дня вполне достаточно. А самые интересные места всё равно проходятся достаточно быстро.

Маршрут теплохода на плакате.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Или еще вот такая схемка есть:
645a6b4706f34f859a2a61446fe2cd49

Цены на билеты можно посмотреть на сайте перевозчика. При этом надо учитывать, что за предварительную продажу и бронь берётся комиссия, порядка 1000 рублей. Я брал одноместную каюту первого класса, всё же не думаю, что повторю данный маршрут, потому не видел смысла экономить и ютиться в трюме. :)

Билет.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Билет я брал в марте, посмотрел расписание, списался с ПассажирРечТрансом, уточнили наличие мест, мне выставили счет, оплатил через банк. И после этого потерялась связь, на мои письма не отвечали. Пришлось позвонить. Во время разговора по телефону нашли информацию о моём платеже и всё подтвердили. Билет надо забирать на месте. В Красноярске просто пришел за несколько дней до рейса, нашел кассу (она на набережной, у речного вокзала, в здании с надписью «Енисей-батюшка»), там меня немножко поперекидывали от человека к человеку, но билет нашли и выдали. Как обстоит получение оплаченных по безналу билетов в Дудинке — не в курсе.

Отправление из Красноярска в 7 утра, можно придти к отправлению (я сделал так), а можно придти с вечера и переночевать на теплоходе (за дополнительную плату, хотя и не особо большую на фоне цен на гостиницы). На ночь теплоход отходит от берега.

Ну и немного про сами теплоходы. На маршруте работают два теплохода, «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов», оба трехпалубные суда 588 проекта, построены в 1954 и 1953 годах в Германии на заводе VEB Mathias Thesen Werft, в городе Висмар.. Я плавал на «Чкалове», так что буду рассказывать про него. «Матросов» немного отличается, но не слишком сильно.

Теплоход «Валерий Чкалов» в Красноярске, утро перед отплытием.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В носовой части верхней палубы расположена площадка, на которой я проторчал большую часть рейса (за исключением случаев, когда ветер был уж слишком холодный) и ресторан.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Окна ресторана и левый борт.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вдоль бортов расставлены кресла и столики.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В кормовой части палубы — вот такая «танцплощадка». Здесь же расположены крепления для шлюпок, потому в некоторых местах палуба называется «шлюпочной».
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Здесь практически никогда не было ветра, потому многие проводили своё время тут.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Верхняя палуба, одноместная каюта первого класса. В раковине — горячая и холодная вода, окно полностью открывается, справа за кадром небольшой шкаф, под столом — радиатор отопления, над столом — розетка 220В. Туалет «на этаже», ближайшие душевые — палубой ниже. Тюлевая занавеска на окне создает неплохую защиту от заглядывающих в окно пассажиров. Недостаток каюты — если жарко, то приходится открывать окно и дверь для создания тяги. Так что оставить проветриваться и уйти не получится.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Верхняя палуба, передний вестибюль. Налево — ресторан, направо — коридор с каютами. На стенах — фотографии из истории корабля.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Верхняя палуба, коридор с каютами. Налево и направо — два люкса (двухместные, душ в номере). Потом туалеты, каюта капитана по левой стороне (у того даже кондиционер имелся), а дальше — одноместные каюты первого класса, такие, как показано чуть выше.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Коридор верхней палубы, вид в сторону носа от пятой каюты.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Фотография «Открытия навигации в заполярной Дудинке».
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В паре мест на теплоходе висят мониторы с отображением текущего положения теплохода.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Фотография «У пирса далекого Диксона». Раньше маршрут из Красноярска был то туда, но после того, как какой-то из теплоходов потащился туда в шторм, маршрут укоротили до Дудинки.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Фотография «Под проводкой ледокола Ермак, 1958 год».
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ресторан верхней палубы.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На верхней палубе ресторан открывался только на обед, обед стоил 370 рублей, включал первое, второе, салатик и «компот» (хотя в первый день действительно был компот :), потом давали чай).
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Верхняя палуба, кормовая лестничная площадка. Мусорки, спуск к душевым на второй палубе.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вторая (средняя) палуба, нос, брашпиль (якорная лебедка).
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Судовой колокол (известный как рында).
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Площадка на корме второй палубы, сюда выходят окна читального салона. Правда из него сделали небольшой тренажерный зал. На самой площадке можно было стоять во время дождя, если не хотелось сидеть в каюте.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вид от читального салона в сторону кормы.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вторая палуба. Тоже имеются кресла, как и на верхней палубе. Видно трап на верхнюю палубу.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вестибюль второй палубы. Тут места побольше, чем «этажом» выше, даже поставили пару диванов.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Потому тут постоянно сидел и ходил народ, которому не особо хотелось вылезать наружу. Тепло, хорошие виды через окна сразу на оба борта.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вторая палуба, коридор, вид из вестибюля. На второй палубе двухместные каюты первого класса (примерно аналогичны одноместным, но несколько побольше, само собой) и четырехместные каюты второго класса. Это те же двухместные, но с двухъярусными койками. И без розеток 220В, по-моему.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вторая палуба, задняя лестничная площадка, вид в сторону кормы, слева — вход в душевые.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Главная палуба, вестибюль. Вход, выход, расписания, дежурный проводник, в центре — проход к комнате с горячей водой для питья, буфету (цены примерно в два раза выше береговых, но зато там продавались пирожки местной выпечки, вкусные) и нижнему ресторану (в отличие от верхнего, работал еще в обед и ужин).
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Главная палуба, правый борт, вид на корму. Здесь галереи узкие, потому люди там редко появлялись.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Главная палуба, левый борт, место для курения. Тут производился вход и выход с теплохода, а в рейсе — курилка. По правому борту аналогично.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На главной палубе — каюты третьего класса и лифт в трюм. В сам трюм я не заглядывал. Хотя там вроде тоже имелись каюты.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Схема теплохода.
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В этих условиях мне предстояло прожить почти четверо суток. :)

Originally published at banshee.ms. You can comment here or there.

Весьма интересно! Я в этом году ходил от Омска до Салехарда и Антипаюты на похожих теплоходах проекта 646. Только они поменьше. А так — сходства некоторые есть.
Спасибо за фото!

Ходил в 2009-м на Чкалове до Дудинки и обратно, плюс ночёвки до и после рейса - получилось 11 ночей.
На обратном рейсе интересно то, что график другой - места, которые проходились вниз ночью при пути вверх можно было увидеть днём и наоборот. Никогда не забуду прохождение Казачинского порога в темноте с прожектором.

Также перезнакомились со всей командой и были допущены в рубку, один раз даже ночную вахту там провели за разговорами.
Ну это понятно, что график другой будет - скорость меньше.
Я, кстати, с этими двумя графиками после Бора сидел, высчитывал время встречи теплоходов. Учитывая то, что график у них не всегда соблюдается, почти угадал - всего лишь лишний час проторчать на палубе пришлось. :)
не понял
а от дудинки как обратно добираться?