Дрезденский трамвайный музей

Дрезденский трамвайный музей — это то, что у нас зовут ведомственными музеями. Обычно закрыт, доступ либо по отдельному запросу, либо в дни открытых дверей. В данном случае — раз в месяц проводят экскурсии, пару-тройку раз в год — свободное посещение. Ну или «звоните — придумаем что-нибудь».
Весенний «день открытых дверей» был приурочен к фестивалю паровозов, потому я не мог пропустить такую возможность.

  1. День открытых дверей не только для посетителей музея, но и для трамваев, которые выпускают покататься по городу. Часть просто катает людей по кругу за соответствующее вознаграждение, часть ходит по маршруту «музей — центр города», принимая городские билеты на ОТ. Эта Tatra T4D-MT работала именно на маршруте 16, хотя это только обрезок старого 16 маршрута.
  2. Пока шел в музей, я встретил много разной техники. Другая музейная татра T6A2, уже не рейсовая.
  3. Не трамваем единым. Этот икарус тоже возил людей до музея и обратно.
  4. А если и трамваем, то не только татрой. Это MAN’овский трамвай 1913 года.
  5. Снова маршрут номер 16. Раньше таких трамваев в городе было много, но в 2010 состоялось официальное прощание с Татрами в связи с заменой их на низкопольные. А старые трамваи частично омузеили, частично куда-то продали, частично распилили. Но омузеенные иногда выходят на усиление.
  6. Так выглядит большая часть городских трамваев.
  7. Gothawagen T59E, 1960 год. Настоящий готичный трамвай — из города Гота.
  8. Снова вагон номер 734. Где-то раз в полчаса эти трамваи ходили.
  9. Музей расположен в зданиях старого трамвайного депо. Вход, правда, находится на дальнем от ворот конце здания.
  10. Нынешние трамваи большей частью стоят на улице, а на заднем плане виднеются современные ангары депо.
  11. Небольшой угол трамвайного парка отведён автобусам.
  12. Пока шел ко входу, оглянулся и в очередной раз увидел уходящую в рейс желтую татру.
  13. Касса в музее оказалась вполне классическая (билет три евро стоил, если память не изменяет), а вот гардероб тут в трамвае. Это один из ранних городских трамваев, ценен тем, что построен непосредственно в Дрездене в в 1911 году.
  14. Рядом торговали сувенирами. В основном всякие таблички, флажки и прочие магнитики, но были и такие забавные вещи, как куски рельсов. Их что, всерьёз кто-то покупает?
  15. Уголок с различными станками.
  16. Трамваи. Они там стоят довольно тесно, так что глазами смотреть гораздо проще, чем фотографировать. Слева прицепной вагон Tatra B4D 1971 года, справа — вагон Gothawagen T4-62 1963 года.
  17. Внутри у Готавагена.
  18. Трамвай Gothawagen T4-62 1962 года, его прицепной вагон был чуть выше.
  19. Gothawagen T57 1959 года.
  20. Если правильно понял, то это первая Tatra T4 в Дрездене (1967), использовалась как учебная машина, потому избежала перекрашивания и распиливания.
  21. Großer Hecht — Большая Щука, 1931 год. Трамвай получил своё названия за острые нос и хвост, нужные для упрощения прохождения поворотов. Ходили слухи, что его умудрялись разгонять до 120 км/ч, но официальный рекорд — 98 км/ч. На службе были до начал семидесятых годов, после чего их заменили татры.
  22. 309 — самый старый экспонат коллекции. Построен в Дрездене в 1902 году, в строю оставался до 1965. Вообще, после войны из-за бомбардировок города в нём уцелело очень мало трамваев, потому на линии пустили вообще всё, что имелось.
  23. Интерьер моторного вагона, интересен продольным расположением скамеек. Впереди мальчик изображает из себя вагоновожатого.
  24. Прицепной вагон 87 был оккупирован детьми, потому его интерьер я не сфотографировал. Но если присмотреться, то видно, что там скамейки уже поперечные.
  25. Музейное кафе.
  26. Трибуна.
  27. Схема маршрутов.
  28. Справа — вагон-дефектоскоп (Gleismesswagen), слева — передвижной сортир.
  29. Только глядеть, руками не трогать и не пользоваться. :)
  30. Различные стрелки.
  31. Есть несколько витрин с макетами.
  32. Пантографы.
  33. Автоматический компостер. Как его зовут на немецком можно разглядеть. Если вкратце, то очень длинно. :)
  34. Ручной компостер.
  35. Билетный автомат. Вроде как работал по тому же принципу, что и советские — что-то кидаешь и сколько-то билетов отматываешь.
  36. Другой вариант.
  37. Для использованных билетов.
  38. Пыточные инструменты труда кондукторов и контролёров.
  39. Рабочие места персонала депо, средства связи и т.п.
  40. Ещё одна схема маршрутов и диспетчерский пульт.
  41. Это явно телефонный аппарат, но зачем ему все эти крутилки и свистелки — не знаю. Для контроля качества линии, возможно.
  42. Буфет.
  43. Стенд для объяснения работы сцепки.
  44. Переход в к другой части экспозиции.
  45. Маленькая экспозиция, посвященная Lockwitztalbahn — «трамвай Локвица». Это была пригородная линия, существовавшая с 1906 по 1977 год. Вагон-с-лестницей (Leiterwagen).
  46. Вагон-самосвал (Kippbeiwagen) 1955 года.
  47. В центре — грузовой локомотив Henschel & Sohn 1905 года, справа за ним — небольшой почтовый вагон Локвицтальбана. Зелененький сзади — один из двух сохранившихся пассажирских трамваев оттуда. 1942 год, вроде как произведён в Готе.
  48. Куда же транспортному музею без игрушечной железной дороги. Правда тут поезда стоят на месте, ездят только трамваи.
  49. Есть в музее и небольшая автомобильная экспозиция, но сейчас она большей частью была на выезде — либо каталась по городу, как тот икарус, либо стояла в качестве экспонатов на паровозном фестивале.
  50. А тут осталась только парочка баркасов 1000. Это диспетчерский. Надпись на предыдущем не разглядел, к сожалению.
  51. Прибытие трамвая.
  52. Музейные «шаттлы» готовятся к рейсу. Татра подешевле, MAN 1913 года подороже. Но я был жмот и опять пошел пешком — чтобы со стороны посмотреть, я часто предпочитаю это поездке. :)
  53. Хотя в MAN слазил. Прицепной вагон.
  54. Билетный автомат в привычной среде обитания.
  55. Да, низкопольных трамваев тогда не было.
  56. В моторном вагоне. Пассажиров набилось уже много и к кабине водителя было не пройти, потому её фотографий нет.
  57. На этом я осмотр музея закончил им пошел к выходу.
  58. В это же время разноцветная татра пошла на маршрут, а желтая возвращается. Въезд и выезд у парка в разных местах, потому кажется, что она проходит мимо входа. Но тут только выход. Хотя, как на видеоролике выше, в некоторых случаях он может использоваться как вход.

Originally published at banshee.ms. You can comment here or there.

Дважды был в тех краях (с туром и длинным транзитом) - и оба раза обломался...
P.S.
Мне вообще как-то не везет на трамвайные музеи - и в Вене, и в Дрездене (дважды - то ремонт, то "каникулы") и в Витебске (тут вообще умудрился трижды не попасть)...
Я в Португалии не попал в трамвайный музей Порту и ЖД-музей где-то между Порту и Лиссабоном - в первом был ремонт, второй просто закрыт на зиму.
С Веной тоже как-то не складывается, но в тамошний музей я особо не рвался.
А вот с дрезденским хорошо получилось - я на него изначально и не рассчитывал.